Если вы впервые обращаетесь к психологу, при подготовке к первой встрече стоит задуматься: «Что спросить у психолога? Какой самый актуальный вопрос передо мной стоит сейчас?». Так ваше знакомство с психологом пройдет намного эффективнее и есть вероятность даже от первой встречи со специалистом уйти с понимаем, что делать дальше, чтобы решить свой вопрос.
Часто люди теряются при первой встрече с психологом в силу разных обстоятельств: никогда не обращались к помогающим практикам, проблема беспокоит, но кажется не столь значимой, чтобы обращаться («вроде бы и сам справляюсь»), в принципе нет доверия к людям помогающих профессий, был неудачный опыт общения с психологом, и так далее.
При этом, если вы уже задумались о том, чтобы обратиться к психологу, предлагаю рассмотреть, как подготовиться к первой встрече со специалистом, чтобы она прошла результативно для вас.
Содержание:
- Что спросить у психолога перед первой встречей?
- Как начать разговор с психологом на встрече?
- Наиболее частые вопросы к психологу
Что спросить у психолога перед встречей?
Когда вы только выбираете психолога для первого посещения, важно поинтересоваться его образованием. По своему опыту знаю, что клиенты очень редко задают этот вопрос, а зря. В наше время профессия психолога очень популярна. Количество не всегда ведет к качеству, чаще наоборот. Если вы идете к психологу не по рекомендации, а подбираете специалиста «с нуля», стоит быть особенно внимательным. Сейчас есть сайты-агрегаторы, которые пользуются популярностью при выборе психолога. Чаще всего эти сервисы проверяют документы специалистов и размещают в своей базе анкеты психологов с подтвержденными данными. Но везде есть нюансы, поэтому лучше отнестись к выбору тщательно, чтобы не попасть к специалисту, который «за один сеанс решает любую проблему». Поверьте, уважающий себя специалист помогающей профессии с опытом работы НИКОГДА так не напишет.
Вот несколько вопросов, которые вы можете задать психологу перед первой встречей:
Вопрос 1: Какое образование у вас есть в области психологии? Где вы обучались?
Вопрос совершенно нормальный, его не стоит стесняться, тем более если у вас нет никакой информации о специалисте кроме его контакта. Вряд ли вы пойдете чинить зуб к стоматологу, который закончил двухмесячный курс переподготовки (такое вообще бывает?). Почему-то психолог, окончивший двухмесячный курс организации, широко известной в узких кругах, у людей вызывает больше доверия. А ведь он будет работать с вашей душой, состоянием и даже телом. Стоит задуматься, кому вы доверяетесь.
Вопрос 2: Сколько лет вы ведете практику с клиентами?
Есть психологи-практики, а есть теоретики. Специалист может завершить обучение в вузе, получить корочку и не работать по специальности в течение нескольких лет. Или успешно преподавать в вузе, уже позабыв, как осуществляется непосредственная работа с клиентом. Или быть более сосредоточенным на научной работе, а не на наработке практики с клиентами. И те, и другие хороши, каждый в своем деле. Но только наличие диплома еще ни о чем не говорит. Здесь вспоминается анекдот «Вам шашечки или ехать?». Решение за вами.
Вопрос 3: Где можно ознакомиться подробнее с информацией о вас?
Скорее всего, специалист направит вам ссылку на ресурс, где можно прочитать о нем и его профсостоятельности и снять сразу несколько следующих вопросов.
Вопрос 4: На каких вопросах вы специализируетесь? С какой возрастной группой вы чаще всего работаете?
Не все психологи работают, например, с подростками, с детьми (если вы ищете специалиста для своего ребенка), и даже с пожилыми людьми (в работе с такими клиентами есть особенности). Специалист, который работает «по всем вопросам со всеми» вызывает встречные вопросы, по крайней мере, у опытных коллег.
Вопрос 5: Какие подходы вы используете в терапии?
Этот вопрос стоит задавать, если вы в курсе, какие подходы вообще существуют в психологии. Если вы не столь глубоко погружены в тему, ответ специалиста вам вряд ли что-то даст – он может вас засыпать терминами, которые вам ни о чем не скажут. Направлений и школ в психологии очень много, сейчас специалисты также часто сочетают в своей работе несколько подходов, работая в разных модальностях в ходе терапии в зависимости от запроса клиента.
Вопрос 6: Есть ли какие-то ограничения в вашей работе, с какими запросами вы не работаете?
Не каждый специалист, например, работает с психиатрическими диагнозами — этим занимаются психотерапевты и психиатры. Психолог может взять в работу такого клиента, но чаще направит к коллегам или будет работать в паре с таким специалистом. Не все психологи-консультанты принимают клиентов с зависимостями, с глубокими психологическими травмами, с депрессией, со склонностью к суициду. Для решения таких запросов часто требуется дополнительная квалификация и опыт работы. Также далеко не все психологи работают с ЛГБТ-клиентами (несмотря на толерантность нашего общества), с психосоматическими запросами, с клиентами, чье психологическое состояние осложнено тяжелыми заболеваниями, например, онкологией, где требуется особый подход. Уже не говорю о том, что к людям, перенесшим ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) в ходе военных действий, нужен особый подход, и специалисты помогающих профессий получают дополнительную квалификацию для работы с такими случаями.
Задать эти вопросы специалисту перед первой встречей – совершенно нормально и удобно, вы имеете на это полное право. Более того, так вы обезопасите себя от последующего недопонимания, а также сэкономите и свое время, и время психолога.
Дополнительно отмечу, что специалист, которому нечего скрывать, у которого есть опыт и если он заинтересован в плодотворной работе с клиентом, сам, скорее всего, задаст вам наводящие вопросы перед первой встречей. И даже может попросить сформулировать ваш запрос на консультацию или предложить заполнить небольшую анкету, и это тоже нормально. Опять же, это экономит ваше время, а соответственно, и ваши деньги на первой встрече.
Надо отметить, что вы можете прийти к психологу и без определенного запроса. Иногда запрос формируется на первой и даже последующих встречах. Так часто бывает, относиться к этому стоит спокойно. Вы можете просто обозначить тему, например: переживаю некий кризис, проблемы в отношениях, нестабильное состояние и т.п. Специалист вас выслушает и поможет сформулировать запрос непосредственно на встрече.
Как начать разговор с психологом на встрече?
Когда вы определились в выборе психолога, на первой встрече специалист познакомится с вами и попросит вас раскрыть вашу проблему более подробно. В первую очередь следует рассказать психологу о причинах, по которым вы обратились к нему. Эти причины могут быть из любой сферы вашей жизни, от стресса на работе, конфликтов в личной жизни и до чувства беспокойства, тревоги, страха и т.д. Более того, вы можете не осознавать причины, приведшие вас к настоящему состоянию, и это тоже нормально и стоит поделиться этим с психологом. Если вы уже сделали первый шаг – осознали свою проблему, второй – нашли специалиста, который готов вас сопровождать к ее решению, третий – пришли к нему, то вы почти сделали и четвертый – ввести его в контекст своей проблемы.
Если вы не можете сформулировать свой запрос и не знаете, с чего начать – это нормально, многие клиенты с этим сталкиваются. Более того, на первой встрече еще нет той степени доверия, которая помогает быть достаточно откровенным, по сути, с посторонним человеком. Вы даже можете помолчать долгое время друг с другом, и это тоже нормально. Но важно понимать, что психолог не сможет выстроить схему терапии, не имея представления, что происходит с вами в действительности. Поэтому всё начинается с этапа формирования запроса. Испытываете трудности? Начните с того, что опишите свои эмоции и чувства. Если и этот способ вам не подходит – начните с фактов. Мы все разные, кто-то проявляет чувства, а кто-то оперирует данными, в любом случае, специалист вас выслушает и найдет к вам подход.
Чувствую, что что-то не так
Не обязательно до конца понимать, что с вами происходит. Достаточно понимания, что что-то не так. Психологическое консультирование, терапия не предполагают, что клиент должен знать, как точно формулировать свой запрос. Важнее понимать, что вы чувствуете дискомфорт или неудовлетворенность, и есть ли у вас хотя бы минимальная степень желания изменить свою жизнь или отношение к ней.
Первое время будет уделено так называемому «сбору анамнеза». Специалист послушает вас, задавая наводящие вопросы, чтобы составить ясное представление о том, что с вами происходит.
Психологи владеют определенными методами выявления первопричин. Они обращают внимание на то, ЧТО и КАК вы говорите, на что вы реагируете, каким образом выражаете свои реакции, наблюдают за языком вашего тела.
Чтобы определиться с запросом, для каждого человека требуется разное время. От первоначального, часто очень общего запроса, например, «не могу найти себя в этой жизни», перейти к тому, что действительно является причиной психологической проблемы, к событиям в жизни, ставшими некогда определяющими, и которые продолжают влиять на вас и вашу жизнь и сейчас. Психолог поможет вам разобраться в ваших чувствах, осознать потребности и найти способы решения проблемы, даже если вы не можете точно сформулировать, что именно вас беспокоит.
Психолога можно спрашивать о том, о чем других никогда бы не спросили
Ваш диалог с психологом – это ваше общее пространство, закрытое для других. Спрашивайте и говорите даже о том, что может показаться вам неуместным, смешным, неправильным или осуждаемым обществом.
Психолог связан с вами обязательством конфиденциальности. То, что вы обсуждаете, останется строго между вами. Это и многие другие требования обозначены в Этическом кодексе, который каждый специалист обязан соблюдать, если он дорожит своей репутацией и профессией. Даже если специалисту потребуется консультация более опытного психолога-супервизора, информация передается обезличенной. Супервизор и психолог также связаны условием конфиденциальности и многими другими правилами. Обычно психологи спрашивают у клиента или даже просят подписать письменное согласие на представление вашего случая на супервизию.
Супервизия — это консилиум (совещание) психолога с более опытным коллегой (супервизором) или группой психологов под руководством супервизора в ситуациях, когда у него возникают сложности в работе с конкретным клиентом или с определенными запросами клиентов. Супервизия способствует профессиональному росту специалистов, регулярное участие психолога в супервизиях является залогом того, что ваш специалист ответственно относится к своей работе, в том числе проходит таким образом профилактику от профессионального выгорания. А значит, сохранен для работы со своими клиентами.
По сути психолог, если можно так выразиться, – это ваш инструмент для решения ваших психологических проблем. Он не будет ругать вас, смеяться над вашей проблемой или осуждать ваши действия. Специалист должен быть объективным, находиться в профпозиции и призван способствовать решению вашей проблемы. Однако, стоит помнить, что консультирование – ваша совместная работа, и совместная ответственность, и результат терапии зависит от того, насколько обе стороны заинтересованы в нем.
Наиболее частые вопросы к психологу
Эмоциональное состояние
Эмоциональное состояние влияет на наше общее состояние и здоровье. Прислушивайтесь к себе, научитесь распознавать свои эмоции, поисследуйте, что чаще всего их вызывает. Например, такие эмоции как грусть или раздражение могут служить сигналом о неудовлетворенности или потребности в чём-то.
Например, часто клиенты приходят с вопросами:
Как я могу справиться со стрессом?
Как успокоиться после эмоциональных всплесков?
Что делать, если меня беспокоят тревожные мысли?
Как справиться с перееданием, когда я нервничаю?
Что делать, если у меня упадок сил и нет настроения?
Как избавиться от гнева?
Как научиться выражать свои эмоции?
Личностный рост и самооценка
На протяжении всей жизни мы в меру своих способностей и желания постоянно развиваем знания, умения, навыки, расширяем кругозор. Мы самообучаемся, ищем применение новым знаниям сообразно своим потребностям и поставленным целям. Успех и качество этого процесса определяет наш личностный рост. В зависимости от того, как мы себя ощущаем, меняется и наша самооценка.
Самооценка является мерой восприятия собственной ценности в разных областях жизни. Нормальная самооценка влияет на уверенность и способность справляться с трудностями, поддерживает мотивацию. Напротив, завышенная или заниженная самооценка вызывает проблемы в разных сферах жизни.
Если человек уже осознал, что его самооценка не соответствует желаемому уровню, то вопросы бывают следующие:
Как я могу повысить свою самооценку и самоуважение?
Как полюбить себя? Как быть уверенной в себе?
Как научиться прощать себя?
Что делать, если у меня низкая самооценка?
Как развить привычку больше заботиться о себе?
Что мне сделать, чтобы больше уважать себя?
Как повысить свою значимость прежде всего для самого себя?
Межличностные отношения
Еще одна большая тема в запросах клиентов – это отношения с другими людьми. Стоит ли говорить, как важно понимать, что качество этих отношений существенно влияет на эмоциональное состояние и общее благополучие? Но далеко не всегда получается выстроить здоровые и устойчивые отношения с окружающими, как в кругу семьи, так и за ее пределами.
С чем приходят клиенты в этом случае:
Как улучшить мои отношения с другими людьми?
Как мне развить навыки общения, что я делаю не так, что меня не понимают?
Как наладить отношения с детьми/родителями/начальником и т.п.?
Психотипы людей, ваши сильные и слабые стороны
Как найти общий язык с теми, кто мне дорог/нужен/?
Как сохранить отношения с мужем, если мы уже на грани развода?
г. Москва